Информация из книги «Статистико-хронологико-историческое описание
Таврической епархии.» ( Симферополь, 1872 г )
Андровка – колония Бердянского
уезда. В ней во имя святителя Николая молитвенный каменный дом, без колокольни,
устроенный усердием прихожан и освящён в 1864 г . Колония эта населена в 1862 г . На месте бывшего
татарского аула Конжегалы – выходцами из Молдавского княжества
булгарами-колонистами, коих числится мужского пола 467 и женского 435 душ.
У булгар
этой колонии есть особенный народный обычай и свои особенные празднества,
называемые КУРБАНЪ и совершаемые 5 раз в году, а именно: 23 апреля в день св. великомученика
Георгия Победоносца; 15 августа – в день Успения Богородицы; 9 мая – в день
святителя Николая; 26 октября – в день св. великомученика Димитрия, и по
окончании и уборке всех своих полевых работ.
Курбанъ в
эти дни у них совершается так: в день упомянутых святых, например св. Георгия (
до сего дня булгары не употребляют в пищу молодых барашек), они собираются
громадой в церковную ограду, и из каждого двора хозяин и хозяйка приносят
жареного барашка, также хлеб и соль, ставят это вокруг церкви и, после литургии
приглашают священника с причтом отслужить благодарственный молебен с
водоосвящением, и по окончании оного в церкви со всею священною процессиею,
крестом и хоругвями, обходят церковь и окропляют все принесённые яства; по
отнесению же хоругвей в церковь, устраивается близ церкви, в ограде,
общественный обед, к которому приглашается и причт церковный.
Таким же
образом совершается у них и поминовение усопших на общем сельском кладбище в
дни, определённые уставом церковным.
Палаузовка – колония бердянского уезда. В ней молитвенный дом
во имя св. просветителей Славянских Кирилла и Мефодия, каменный из жженного
кирпича, устроенный прихожанами-булгарами и освящён в 1865 г . При нём прихожан
мужского пола 544 и женского 484 души. До поселения булгар здесь был ногайский
аул Каясы-Оглу.
Троянъ ( у татар – Бадракъ) – колония Бердянского уезда. В
ней Александро-Невская каменная церковь с колокольней, устроенная от прихожан,
освящена в 1868 г .
При ней прихожан мужского пола 341 и женского 399 душ. Бывшее здесь поселение
ногайцев, занято переселенцами из Бессарабии – булгарами в 1866 г . Они в память
прежнего своего жилища, назвали это селение Троянъ. У прихожан сих, кА и у всех
других булгар-выходцев из Турции, совершается также КУРБАНЪ, в особые
праздники, а именно:1) 23 апреля; 2) на
Вознесение Господне; 3) в день св. апостолов Петра и Павла; 4) 15 августа в день
Успения Богородицы; и по особым обетам домохозяев
Из книги «Таврическая епархия» ( 1887 г .)
Андровка – по обоим берегам речки Кильтичии, на месте
бывшего ногайского аула Конжегалы. Ногайцы ушли в Турцию и на их место в 1861 г . Прибыли из
Бессарабии болгары и образовали колонию.
Молитвенный дом, однопрестольный, каменный,
построен прихожанами и освящён 28 декабря 1864 г . Во имя Святителя
Николая.
Причт: священник и псаломщик. Содержание: от казны 96 р. и
от прихожан 900 и 60 дес. Земли.
Священник живёт в собственном доме, а псаломщик – в общественном.
Приход –
одно селение Андровка, населённое болгарами. Их 526+534=1060. Прихожане
занимаются хлебопашеством и отчасти овцеводством и огородничеством.
Трояны – по левому берегу р. Кильтичия, на ровной безлесой
местности, где был ногайский аул Бадрак. После Крымской войны ногайцы ушли в
Турцию, а из той части Бессарабии, которая по трактату 1856 г . Отчислена была к
Молдавии, в 1862 году переселились сюда болгары в числе 740 душ обоих полов и
назвали своё селение Трояны: это название того села в Бессарабии, из которого
они сюда переселились.
Церковь
каменная с такою же колокольней, однопрестольная, построена прихожанами и
освящена 10 ноября 1868 г .
во имя благоверного Александра Невского.
Причт:
священник и псаломщик. Содержание: от казны 96 р. и от прихожан 900 и 60 дес. Земли. Священник живёт в
общественном доме, а псаломщик получает от общества квартирное пособие.
Прихожане – в одном селе, и все – болгары. Их 455+414=869
Прихожане занимаются земледелие и отчасти овцеводством и огородничеством. Сеют
преимущественно арнаутку.
Палаузовка – вдоль речки Кильтичии, на месте бывшего
ногайского аула Каясы-Оглу; названа так по фамилии чиновника Палаузовка: он
размещал здесь болгар, пришедшихсюда в 1862 г . из Бессарабии, из местечка Кернички.
Молитвенный
дом, каменный, с такою же оградою, построен прихожанами и освящён в сентябре 1965 г . во имя св. Кирилла и
Мефодия.
Причт: священник и псаломщик. Они имеют от прихожан 177 д.
земли и живут в своих домах.
Приход –
одно селение Палаузовка. Прихожан 314+308=622. Они занимаются преимущественно
хлебопашеством.
Болгары живут большею частью степенно: редко между ними
встречается пьянство, разврат, воровство. Но они мало развиты, скрытны, упорны
в своих убеждениях, самолюбивы, недоверчивы к чужой нации. У них и браки
заключаются только между лицами болгарского происхождения.
На кануне
Нового года их молодёжь, толпой, поздравляя домохозяев с наступающим новым
годом, слегка касаются палкою хозяина или хозяйки, приговаривая: «Зеленъ класъ
на ниви; поживо, поздорово». Полученные за поздравление деньги, хлеб, сало,
колбасу и прочее делят между собою о организовую пирушку, состоящую из
взаимного угощения, песни, пляски и попойки. В храмовые праздники болгары около
церкви устраивают общественный обед для себя и для гостей, приглашают
священников и во время обеда собирают деньги на содержание храма. Некоторые из
них празднуют и пятницу и не работают в этот день, по обычаю турок. И у них,
как и у русских, бывают, особенно после осенних работ, седянки . Не только
девушки, но и женщины собираются в известный дом для пряжи льна и других
женских работ, а из холостых только те, которые собираются женится, чтобы на
вечеринке можно было выбрать себе невесту. Девицы и замужние женщины работают и
поют; холостяки подпевают. Если кто из них остановился выбором своим на девице,
то подходит к её матери и просит позволения
поцеловать её руку. Если она соглашается на его выбор, то позволяет ему
поцеловать её руку, - и он целует руку не только её, но и избранной им девице;
в противном же случае она не даёт ему своей руки и вместе с дочерью оставляет
вечеринку. – 8 января, в день памяти преп. Домники, у болгарок бывает бабин
день, в который болгарские женщины чествуют свою повитуху. Они приносят к ней
различные подарки: полотенца, платки, скатерти, куски материи, башмаки, хлеб,
домашнюю птицу, вино, водку и прочее и вместе с нею угощаются, поют песни и под
музыку пляшут. Потом, если погода теплая, отправляют её к реке или колодцу на
телеге, которую иногда сами же и везут одна спереди, а другая сзади, и обливают
повитуху водой, а если погода холодная – моют дома ей руки и продолжают пир до
поздней ночи.
Во время
болезни болгары, как и греки, просят муллу читать несколько дней молитвы у
постели больного. Но самый общий обычай болгарский – устраивать КУРБАНЪ –
обычай турецкого происхождения. Сущность его состоит в том, сто они в известные
дни закалывают барашек и пекут или жарят их целиком, и из них приготовляют
обед. Курбаны бывают общественные и частные. Общественные бывают большей частью
в храмовые праздники: 23 апреля, в Троицын день или на другой день после
праздника, 15 августа и 26 сентября, а частные – 7 и 18 января, 29 июня, 20
июля, 26 августа, по окончании полевых работ, во дни именин и поминок.
Общественные курбаны бывают в церковной ограде. Из каждого дома приносят сюда
приготовленного барашка, хлеб, соль, вино и водку и всё это в порядке ставят на
столах в два ряда. По окончании литургии, совершается в храме молебен с
водоосвящением.
Комментариев нет:
Отправить комментарий