Переводчик

История заселения

Информация из книги  «Статистико-хронологико-историческое описание Таврической епархии.» ( Симферополь, 1872 г)

Андровка – колония Бердянского уезда. В ней во имя святителя Николая молитвенный каменный дом, без колокольни, устроенный усердием прихожан и освящён в 1864 г. Колония эта населена в 1862 г. На месте бывшего татарского аула Конжегалы – выходцами из Молдавского княжества булгарами-колонистами, коих числится мужского пола 467 и женского 435 душ.
            У булгар этой колонии есть особенный народный обычай и свои особенные празднества, называемые КУРБАНЪ и совершаемые 5 раз в году, а именно: 23 апреля в день св. великомученика Георгия Победоносца; 15 августа – в день Успения Богородицы; 9 мая – в день святителя Николая; 26 октября – в день св. великомученика Димитрия, и по окончании и уборке всех своих полевых работ.
            Курбанъ в эти дни у них совершается так: в день упомянутых святых, например св. Георгия ( до сего дня булгары не употребляют в пищу молодых барашек), они собираются громадой в церковную ограду, и из каждого двора хозяин и хозяйка приносят жареного барашка, также хлеб и соль, ставят это вокруг церкви и, после литургии приглашают священника с причтом отслужить благодарственный молебен с водоосвящением, и по окончании оного в церкви со всею священною процессиею, крестом и хоругвями, обходят церковь и окропляют все принесённые яства; по отнесению же хоругвей в церковь, устраивается близ церкви, в ограде, общественный обед, к которому приглашается и причт церковный.
            Таким же образом совершается у них и поминовение усопших на общем сельском кладбище в дни, определённые уставом церковным.

Палаузовка – колония бердянского уезда. В ней молитвенный дом во имя св. просветителей Славянских Кирилла и Мефодия, каменный из жженного кирпича, устроенный прихожанами-булгарами и освящён в 1865 г. При нём прихожан мужского пола 544 и женского 484 души. До поселения булгар здесь был ногайский аул Каясы-Оглу.


Троянъ ( у татар – Бадракъ) – колония Бердянского уезда. В ней Александро-Невская каменная церковь с колокольней, устроенная от прихожан, освящена в 1868 г. При ней прихожан мужского пола 341 и женского 399 душ. Бывшее здесь поселение ногайцев, занято переселенцами из Бессарабии – булгарами в 1866 г. Они в память прежнего своего жилища, назвали это селение Троянъ. У прихожан сих, кА и у всех других булгар-выходцев из Турции, совершается также КУРБАНЪ, в особые праздники, а именно:1)  23 апреля; 2) на Вознесение Господне; 3) в день св. апостолов Петра и Павла; 4) 15 августа в день Успения Богородицы; и по особым обетам домохозяев


Из книги «Таврическая епархия» ( 1887 г.)

        Андровка – по обоим берегам речки Кильтичии, на месте бывшего ногайского аула Конжегалы. Ногайцы ушли в Турцию и на их место в 1861 г. Прибыли из Бессарабии болгары и образовали колонию.
             Молитвенный дом, однопрестольный, каменный, построен прихожанами и освящён 28 декабря 1864 г. Во имя Святителя Николая.
Причт: священник и псаломщик. Содержание: от казны 96 р. и от прихожан  900 и 60 дес. Земли. Священник живёт в собственном доме, а псаломщик – в общественном.
            Приход – одно селение Андровка, населённое болгарами. Их 526+534=1060. Прихожане занимаются хлебопашеством и отчасти овцеводством и огородничеством.

Трояны – по левому берегу р. Кильтичия, на ровной безлесой местности, где был ногайский аул Бадрак. После Крымской войны ногайцы ушли в Турцию, а из той части Бессарабии, которая по трактату 1856 г. Отчислена была к Молдавии, в 1862 году переселились сюда болгары в числе 740 душ обоих полов и назвали своё селение Трояны: это название того села в Бессарабии, из которого они сюда переселились.
            Церковь каменная с такою же колокольней, однопрестольная, построена прихожанами и освящена 10 ноября 1868 г. во имя благоверного Александра Невского.
            Причт: священник и псаломщик. Содержание: от казны 96 р. и от прихожан  900 и 60 дес. Земли. Священник живёт в общественном доме, а псаломщик получает от общества квартирное пособие.
Прихожане – в одном селе, и все – болгары. Их 455+414=869 Прихожане занимаются земледелие и отчасти овцеводством и огородничеством. Сеют преимущественно арнаутку.

          Палаузовка – вдоль речки Кильтичии, на месте бывшего ногайского аула Каясы-Оглу; названа так по фамилии чиновника Палаузовка: он размещал здесь болгар, пришедшихсюда в 1862 г. из Бессарабии, из местечка Кернички.
            Молитвенный дом, каменный, с такою же оградою, построен прихожанами и освящён в сентябре 1965 г. во имя св. Кирилла и Мефодия.
Причт: священник и псаломщик. Они имеют от прихожан 177 д. земли и живут в своих домах.
    Приход – одно селение Палаузовка. Прихожан 314+308=622. Они занимаются преимущественно хлебопашеством.

       Болгары живут большею частью степенно: редко между ними встречается пьянство, разврат, воровство. Но они мало развиты, скрытны, упорны в своих убеждениях, самолюбивы, недоверчивы к чужой нации. У них и браки заключаются только между лицами болгарского происхождения.
            На кануне Нового года их молодёжь, толпой, поздравляя домохозяев с наступающим новым годом, слегка касаются палкою хозяина или хозяйки, приговаривая: «Зеленъ класъ на ниви; поживо, поздорово». Полученные за поздравление деньги, хлеб, сало, колбасу и прочее делят между собою о организовую пирушку, состоящую из взаимного угощения, песни, пляски и попойки. В храмовые праздники болгары около церкви устраивают общественный обед для себя и для гостей, приглашают священников и во время обеда собирают деньги на содержание храма. Некоторые из них празднуют и пятницу и не работают в этот день, по обычаю турок. И у них, как и у русских, бывают, особенно после осенних работ, седянки . Не только девушки, но и женщины собираются в известный дом для пряжи льна и других женских работ, а из холостых только те, которые собираются женится, чтобы на вечеринке можно было выбрать себе невесту. Девицы и замужние женщины работают и поют; холостяки подпевают. Если кто из них остановился выбором своим на девице, то подходит к её матери и просит позволения  поцеловать её руку. Если она соглашается на его выбор, то позволяет ему поцеловать её руку, - и он целует руку не только её, но и избранной им девице; в противном же случае она не даёт ему своей руки и вместе с дочерью оставляет вечеринку. – 8 января, в день памяти преп. Домники, у болгарок бывает бабин день, в который болгарские женщины чествуют свою повитуху. Они приносят к ней различные подарки: полотенца, платки, скатерти, куски материи, башмаки, хлеб, домашнюю птицу, вино, водку и прочее и вместе с нею угощаются, поют песни и под музыку пляшут. Потом, если погода теплая, отправляют её к реке или колодцу на телеге, которую иногда сами же и везут одна спереди, а другая сзади, и обливают повитуху водой, а если погода холодная – моют дома ей руки и продолжают пир до поздней ночи.
            Во время болезни болгары, как и греки, просят муллу читать несколько дней молитвы у постели больного. Но самый общий обычай болгарский – устраивать КУРБАНЪ – обычай турецкого происхождения. Сущность его состоит в том, сто они в известные дни закалывают барашек и пекут или жарят их целиком, и из них приготовляют обед. Курбаны бывают общественные и частные. Общественные бывают большей частью в храмовые праздники: 23 апреля, в Троицын день или на другой день после праздника, 15 августа и 26 сентября, а частные – 7 и 18 января, 29 июня, 20 июля, 26 августа, по окончании полевых работ, во дни именин и поминок. Общественные курбаны бывают в церковной ограде. Из каждого дома приносят сюда приготовленного барашка, хлеб, соль, вино и водку и всё это в порядке ставят на столах в два ряда. По окончании литургии, совершается в храме молебен с водоосвящением. 

Самобытность культуры Андровского сельсовета

http://pro.berdyansk.biz/content.php?id=25598

Дореволюционные книги

http://vmelitopole.ru/knigi/dorevolyutsionnye-knigi

Комментариев нет:

Отправить комментарий